«Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение…». Богослужения в день великого праздника Крещения ГосподняКатегория: НОВОСТИ ЕПАРХИЙ Дата публикации: 20 янв 2022 |
В великий праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил праздничные богослужения в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара.
18 января, в канун праздника, Владыка епископ возглавил всенощное бдение в главном храме Павлодарской епархии. На полиелее священнослужителями было пропето величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских», после чего епископ Варнава прочитал отрывок из Евангелия от Марка, в котором рассказывается о великом событии в истории нашего спасения – о Крещении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
19 января, в самый день праздника Святого Богоявления, епископ Варнава совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке епископу сослужили клирики Благовещенского кафедрального собора: протоиерей Алексий Степанов, иерей Николай Попов и диакон Амвросий Таукенов.
По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где епископ Варнава совершил великое освящение воды. Затем Преосвященный владыка обратился к пастве с архипастырским словом, в котором поздравил духовенство и прихожан с великим праздником Крещения Господня.
Тысячи павлодарцев в этот день пришли в кафедральный собор, чтобы испросить у Бога милостей и унести в свои дома великую святыню – крещенскую воду.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника.
Источник: http://pavlodar-eparhia.ru
В Крещенский сочельник епископ Варнава совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и освящение воды в Михаило-Архангельском храме Павлодара
18 января 2022 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил вечерню, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Христо-Рождественском храме Павлодара.
Владыке епископу сослужили: ключарь Христо-Рождественского храма протоиерей Константин Кутасевич, секретарь Павлодарской епархии и благочинный Павлодарского округа протоиерей Алексий Степанов, клирик Благовещенского кафедрального собора диакон Амвросий Таукенов.
По окончании Литургии Владыка епископ совершил чин Великого освящения воды и окропил великой агиасмой храм и молящихся.
В завершение богослужения перед иконой Крещения Господня, утвержденной на центральном аналое, были пропеты праздничные песнопения – тропарь и кондак Богоявления, после чего Управляющий епархии поздравил духовенство и верующих с Навечерием праздника Богоявления и обратился к собравшимся со словом поучения.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Поделиться: