Архиерейская Литургия в праздник прп. Амвросия Оптинского в с. ТокушиКатегория: НОВОСТИ ЕПАРХИЙ Дата публикации: 23 окт 2022 |
23 октября — Неделя 19 по Пятидесятнице, день памяти преставления прп. Амвросия Оптинского. Проживавший на стыке времен и эпох, преподобный Амвросий соединяет в своем духовном облике Древнюю Русь и современную православную Россию — и так мы можем сказать, пожалуй, только о нем одном. Преподобный Амвросий был человеком, чью жизнь полностью вместил век девятнадцатый, но в двадцатом веке он точно не стал бы чужим, потому что заранее видел и знал его. В этом — уникальность его личности, опередившей собственное время. Его письма, его манера речи удивительно современны. Даже преподобный Нектарий, тот, что двадцатилетним юношей пришел в Оптину, когда преподобный Амвросий был уже всероссийским старцем, даже он в годы собственного старчества в своей манере общения, письменной речи, какой-то подчеркнутой «приниженности», когда заговаривал о себе, был выразителем той антикварной старины, которую являют нам люди позапрошлого столетия. Таков был преподобный Макарий Оптинский и очень во многом преподобный Варсонофий. Но только не преподобный Амвросий. Его духовным даром было глубокое проникновение в жизнь тех поколений, которые опережали его по времени.
Вот пример в одном из многочисленных его писем: «Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать, а на самом деле это совсем не так... Ежели, по слову святых отцов, и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например, высокоумие, честолюбие, от них же — гнев и ненависть к препятствующим. Если, говорю, возобладают такие страсти человеком, может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он под влиянием этих страстей выдавать неправильные мнения за сущую правду? Как человеку кажется, так он и говорит. Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это не намеренно, а, как светский человек, от рассеянности, смешав два разговора вместе: бывший в известной комнате и другой, где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)... Пример сему и у нас был г-н Муравьев (А. Н.), будучи в скиту в двух келиях разных, в одной видел переплетное мастерство, а в другой — токарный станок, а после спутал все в одну келию и так напечатал в своей книжке...» (Письма к мирским особам, письмо 114).
Современного человека трудно нести. Еще труднее заставить его мыслить и чувствовать по-христиански. Нужен «подход». У преподобного этот подход был. Это и сегодня могут почувствовать все, кто обращается к нему за помощью. У одной насельницы нашего монастыря родная сестра под воздействием протестантских проповедников, распространившихся в их родном городе, не признавала ни икон, ни святых мощей. Сестра-инокиня уговорила ее вместе поехать в Оптину и там приложиться к раке преподобного Амвросия. Та с неохотой согласилась. Но когда по примеру старшей сестры она склонилась к раке, то с изумлением ощутила, как поверх ее головы с отеческой лаской легла чья-то теплая рука. Подняв голову, она никого не увидела, кроме стоявшей в отдалении сестры. Тогда она вновь склонилась к раке — и невидимая рука вновь легла ей на голову... Понятно, что в свой город девушка вернулась православной христианкой без малейшего сомнения в благодатной силе святых мощей.
Даже у самого даровитого и красноречивого человека не хватило бы слов, чтобы в полной мере раскрыть значение преподобного Амвросия Оптинского для каждого из нас. Сестры Шамординской обители поныне называют его между собой не иначе, как «батюшка Амвросий», то есть именно так, как называли духовные чада, знавшие его при жизни. А разве мы знаем его другим? Он ведь не умер, а только преставился 125 лет назад. Какое чудесное слово знали наши предки! Преставился, то есть перешел к жизни некончаемой, жизни истинной. С нами неизменно остаются его защита и участие, его молитвенная помощь, его любовь. Потому что Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ему слава во веки веков!
В этот день свой престольный праздник отмечает приход в честь прп. Амвросия с. Токуши. Божественную Литургию в день праздника возглавил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иером. Далмат (Прохоров) — настоятель храма, диаконский чин Владимир Бартоль. Песнопения Литургии исполнил квартет кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
Перед началом Литургии настоятель храма совершил водосвятный молебен. На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 30 от Луки: После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. (Лк. 7:11-16)
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектеньи были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от эпидемии коронавируса.
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На заупокойной ектении было совершено сугубое поминание всех почивших строителей и благоукрасителей храма, а также почивших жителей с. Токуши.
В завершении Литургии состоялся крестный ход вокруг храма, а Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.
Источник: http://pbe.kz
Поделиться: