Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста


Категория: НОВОСТИ ЕПАРХИЙ
Дата публикации: 20 мар 2020
Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста

6 марта, в пятницу первой седмицы Великого Поста, в день почитания памяти великомученика Феодора Тирона, глава Петропавловской и Булаевской епархии Преосвященнейший епископ Владимир совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Вознесенской кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: благочинный кафедрального собора иерей Михаил Березин, протоиерей Федор Бердик, иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Чуриков, диакон Владимир Бартоль, диакон Алексий Гаврилов и диакон Владислав Овчаров.

По сложившейся традиции, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста был прочитан канон великомученику Федору Тирону, по окончании которого владыка Владимир освятил коливо и обратился к духовенству и к прихожанам с архипастырским словом, в котором призвал укрепляться в вере и благочестии.

В заключение архипастырь поздравил верующих с завершением великопостных Богослужений первой седмицы.

В пятницу первой великопостной недели всегда освящается коливо — вареная пшеница или рис с медом и изюмом. Связано это со следующим событием: в 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо.

Святой мученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии). Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).

Источник: http://pbe.kz

Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста

Божественная Литургия в первую субботу Великого Поста

7 марта, суббота Первой седмицы Великого Поста, день памяти вмч. Феодора Тирона и блж. Матроны Московской. 7 марта 2020 года Православная Церковь празднует День обретения мощей святой блаженной Матроны Московской (в високосный год празднуется 7-го марта). Этот праздник установлен в честь событий, относящихся к 1998 году, когда 8 марта по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений. Гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. У всех присутствующих при этом памятном событии состояние духа было по-особенному торжественным и радостным. Об этом свидетельствовали многие очевидцы.

В Покровском храме Свято-Данилова монастыря на аналое была положена частица гроба блаженной Матроны. Здесь в дни Великого поста служились панихиды о упокоении рабы Божией Матроны. А спустя год с небольшим — 2 мая 1999 года состоялось прославление рабы Божией Матроны в Лике Святых! В настоящее время мощи святой Матроны пребывают в Покровском женском монастыре в Москве.

В этот день Божественную Литургию по уставу свт. Иоанна Златоуста в Севастиано-Магдалининском храме города Петропавловска совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Антоний Садовский — клирик храма, диаконский чин Владимир Бартоль и Владислав Овчаров. Песнопения Литургии исполнил квартет кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.

На Литургии было прочитано Евангельское зачало 11 от Марка: Во время оно, идяше Иисус в субботы сквозе сеяния, и начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы. И фарисее глаголаху Ему: виждь, что творят в субботы, егоже не достоит? И Той глаголаше им: несте ли николиже чли, что сотвори Давид, егда требование име и взалка сам и иже с ним? Како вниде в дом Божий при Авиафаре архиереи, и хлебы предложения снеде, ихже не достояше ясти токмо иереем, и даде и сущым с ним? И глаголаше им: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради, темже господь есть Сын Человеческий и субботе. И вниде паки в сонмище, и бе тамо человек, суху имый руку. И назираху Его, аще в субботы изцелит его, да Нань возглаголют. И глагола человеку суху имущему руку: стани посреде. И глагола им: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? Душу спасти, или погубити? Они же молчаху. И воззрев на них со гневом, скорбя о окаменении сердец их, глагола человеку: простри руку твою. И простре, и утвердися рука его цела яко другая. (Мк 2:23–3:5)

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектеньи были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской». На заупокойной ектеньи были помянуты почившие иерархи церковные, вожди и воины за веру и отечество жизнь свою положившие и все почившие жители земли Казахстанской. В завершении службы владыка обратился к молящимся со словами проповеди на тему Евангельского зачала..

Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста

Архиерейская Литургия в первое Воскресение Великого Поста

8 марта, Неделя 1-я Великого поста. День Первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день Святая Церковь отмечает праздник Торжества Православия. Установление праздника связано с событиями Константинопольского Собора 843 года, созванного Императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской Империи.

После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в Империи, Императрица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным — 19 февраля). Один из византийских летописцев описал это событие таким образом: «Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам Царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом... соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания... возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством».

Божественную Литургию в Кафедральном соборе Вознесения Господня в этот день возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Перед службой у дверей храма владыку приветствовал ключарь храма иер. Михаил Березин. Владыке сослужило духовенство собора. В этот день, как и в последующие четыре воскресных дня в храмах будет совершаться Литургия по чину Василия Великого. Песнопения литургии исполнил хор храма под управлением регента Затай А. А.

В первый Воскресный день поста было прочитано уставное Евангелие от Иоанна 1:43-51 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

На сугубой ектении были произнесены прошения об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».

На Литургии были заготовлены два Агнца для совершения Литургий Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.

Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста

Молебное пение в день Торжества Православия в кафедральном соборе

Праздник был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Святом Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В Русской Церкви чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, Л. Н. Толстого, украинского митрополита-раскольника Филарета. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает:
анафема.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); в последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»

В первое воскресенье Великого Поста 8 марта, в кафедральном соборе Чин молебного пения Торжества Православия возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили клирики храмов города Петропавловска. Песнопения исполнил хор собора под управлением Затай А. А.

В этот день в главный храм Северного Казахстана были по традиции свезены для молитвенного поклонения святыни: частицы святых мощей угодников Божиих и особо чтимые иконы.

Закончился Чин провозглашением Уставных Многолетий Священноначалию Православной Церкви, Богом хранимой стране нашей Казахстанской, Президенту, властям, воинству и народу, благочестивым жителям града нашего и всем православным христианам.

Литургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого ПостаЛитургия Преждеосвященных Даров в пятый день Святого Поста


Поделиться: