Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом Посту


Категория: НОВОСТИ ЕПАРХИЙ
Дата публикации: 05 мар 2020
Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом Посту

В среду первой седмицы Великого Поста Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский совершил первую в этом году Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Кафедральном соборе Вознесения Господня. Владыке сослужили клирики собора. Песнопения Божественной Литургии исполнил квартет собора под управлением регента Затай А. А.

Под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице.

С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения и освящения Святых Даров.

Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии — торжественнейшего и радостнейшего богослужения — несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь, являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Источник: http://pbe.kz

Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом Посту

Чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в среду первой седмицы Великого Поста

Каждому православному известно понятие канон. Мы сталкиваемся с каноном в храме за богослужением, о время домашней молитвы, при подготовке к Таинству Святого Причащения. Но самым известным и большим является канон прп. Андрея Критского. Он — полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них — до тридцати тропарей.

Первое, что бросается в глаза — это обращенность Канона не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Критский цикл — не просто вопль. Это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад.

Для этого святой Андрей использует довольно распространенный прием. Он приводит примеры из Священного Писания — примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом.

Особое внимание заслуживает и то, что автор Канона использует большое количество символов, которые, с одной стороны, очень поэтичны, а с другой — весьма точно передают суть поднимаемых проблем. Например, в тексте часто встречается слово «бессловесный». У современного читателя оно больше ассоциируется с неумением или даже невозможностью говорить, однако в древности бессловесным называли того, кто непричастен Христу. Бог Слово, Логос — таково одно из имен Сына Божия. Всякая вещь на земле, освященная Его благодатью, становится «словесной», причастной Слову, исполненной подлинного смысла. Наоборот же, если кто-то или что-то лишается связи с Господом, то превращается в «бессловесную» тварь, которая по мере удаления от своего Создателя теряет первозданную красоту и форму.

В среду в православных храмах Церкви читается третья часть канона. В этот день Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский возглавил чтение канона в храме в честь Всех Святых Петропавловска. Перед началом повечерия Преосвященного епископа Владимира у дверей храмов встречал ключарь храма иер. Антоний Шувакин. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления и духовенство храмов. Ирмоса Великого канона исполнил хор под управлением Михайловой И. Л.

В храме Всех Святых за чтением канона молились воспитанники и преподаватели Средней Школы в честь прп. Сергия Радонежского. По окончании чтения канона Владыка произнес проповедь на тему канона.

Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом ПостуПервая Литургия Преждеосвященных Даров в Великом Посту


Поделиться: